«Шимпанзе в Африке придумали какого-то бога», «группа шимпанзе в Африке создала проторелигию и молится пирамидкам из камней» — такие новости появились в СМИ неделю назад. Читатели обратились ко мне за комментариями. Что, правда что ли? Обезьяны догоняют нас в развитии? Скоро учредят свою конфессию?
Видите, как быстро рождаются научные мифы. Увы, пищу для этого дают сами учёные. В научной статье авторы корректны и осторожны, однако в комментариях для СМИ, пиара ради, допускают вольности. Ведь фраза о «строительстве обезьяньего храма» была сказана в интервью Лаурой Кехо (Laura Kehoe) — одним из авторов статьи.
Хотя про это исследование уже много раз писали, давайте разберёмся, что же действительно произошло.
Шимпанзе изучают давно, однако долгосрочные наблюдения в дикой природе велись лишь за небольшим количеством шимпанзиных сообществ. Чтобы исправить эту ситуацию, учёные организовали большой международный проект «Pan African Programme: The Cultured Chimpanzee», в рамках которого больше года наблюдали за 34 группами обезьян в Западной Африке.
Наблюдение велось с помощью видеокамер, установленных в местах обитания обезьян.
Первый необычный случай камера зафиксировала 24 марта 2011 года. В дальнейшем загадочное поведение учёные наблюдали 64 раза, в 4-х группах шимпанзе. Сами понимаете, о случайности речи идти не может. Итак, что же происходило? Обезьяна (как правило, взрослый самец) подходила к дереву, некоторое время как бы раздумывала, затем приходила в возбуждение и с криком швыряла в дерево камнем. В некоторых случаях камень забрасывался в дупло или щель в стволе, либо шимпанзе, держа камень в руке, несколько раз лупили им о ствол. В результате у дерева (или внутри полости в дереве) образовывалась внушительная груда камней.
Интересно, что кидание камней в деревья замечено лишь у 4 сообществ и отсутствует у остальных — хотя на территориях прочих сообществ имеются и полые деревья, и подходящие камни в достаточном количестве. Из этого авторы делают вывод, что перед нами — культурная традиция, передающаяся путём обучения.
Но как возникла такая «традиция», и, главное, зачем?
Авторы выдвигают две осторожные гипотезы.
Гипотеза первая: возможно, какой-нибудь шимпанзе в процессе агрессивной демонстрации бросил в дерево камень, и громкий звук удара добавил действию эффекта. Шимпанзе понравился результат, и он стал повторять такие демонстрации с камнями, а вид образовавшейся кучи камней ещё больше мотивировал и его, и других обезьян бросаться камнями в дерево. Примерно так, по мнению авторов, мог возникнуть подобный ритуал. В этом случае каменные груды — лишь побочный эффект страсти обезьян к громким звукам.
Гипотеза вторая: может быть, куча камней имеет некое символическое значение — допустим, шимпанзе так помечают свой участок? Пирамидами из камней обозначали свою территорию многие сообщества людей. Складывание камней у священных деревьев — практика, замеченная у некоторых племён Западной Африки. Конечно, здесь есть опасность слишком очеловечить поведение обезьян. Но параллели напрашиваются сами собой.
То, что обезьяны — и не только человекообразные — используют орудия, давно и хорошо известно. Но, как правило, такие действия чисто утилитарны: добыть пищу, отогнать хищника, в крайнем случае — поухаживать за половым партнёром… Авторы статьи упоминают одно исключение: японские макаки, которые были замечены за «игрой» с камнями. Макаки это делали просто так, без видимой цели. Интересно, что по данным приматологов, развлекаться с камнями японских макак побуждает вид каменной кучи. Явные аналогии с новым исследованием!
Исследователи хотят выяснить, как давно шимпанзе увлеклись бросанием камней в деревья, и думают подключить к делу археологов.
Обратите внимание: в исследовании нет ни слова про «проторелигию», «обезьяньего бога», «молящихся шимпанзе». Но у журналистов длинный язык.
Животным не чужды ритуалы — будь то брачный танец или упомянутая агрессивная демонстрация. Главное отличие нового наблюдения: мы не знаем, зачем обезьяны так делают. Что ж, нужно дальше наблюдать, сравнивать, думать.
Добавить комментарий