Люди делятся на кретинов, имбецилов, дураков и сумасшедших.Любой человек подпадает под все категории по очереди. Каждый из нас
периодически бывает кретином, имбецилом, дураком и психом. Исходя из этого,
нормальный человек совмещает в разумной пропорции все эти компоненты, иначе
говоря, идеальные типы.
Кретин лишен дара речи, он булькает, пускает слюни и не попадает мороженым в рот. Он входит в вертящуюся дверь с обратной стороны.
Имбецилу жить труднее. Подразумевается комплекс социального поведения.
Имбецил — это тот, кто попадает пальцем в лужу. Когда хочет попасть в стакан. Рассуждает о содержании стакана, но так как в стакан не попал, в результате рассуждает о содержимом лужи. Попросту говоря, это специалист по ляпсусам, он спрашивает, как здоровье супруги, как раз у кого сбежала жена. Имбецилы очень ценны в светских ситуациях. Они конфузят всех, но находят неисчерпаемые поводы для разговоров. Один безвредный подвид имбецила часто выступает дипломатом. Он способен говорить только о луже, не о стакане, и поэтому если «гафф» совершили другие, имбецил автоматически переключает тему. Это удобно. Он не самостоятелен, его ставят только на подачу мячей. Имбецил не говорит, что кошки лают, он просто говорит о кошках, когда люди говорят о собаках. Он путается в светской беседе и когда обделается как следует — восхитителен. Это вымирающий вид, средоточие дивных буржуазных добродетелей.
Специфика дурака затрагивает не сферу поведения, а сферу сознания. Дурак начинает с того, что собака домашнее животное и лает, и приходит к заключению, что коты тоже лают потому, что коты домашние Или что все
афиняне смертны, все обитатели Пирея смертны, следовательно, все обитатели
Пирея афиняне. Дурак способен прийти к правильному умозаключению, но ошибочным путем.
Дураки коварны. Имбецилы опознаются моментально, не говорю уж о кретинах, в то время как дураки рассуждают похоже на нас с вами, не считая легкого сдвига
по фазе. От дурака нет спасения, приход его, как правило, длится
вечность. Философия тоже для дураков открыта. Онтологическое доказательство Святого Ансельма — глупость. Бог обязан существовать потому, что я могу вообразить его как существо, обладающее всеми совершенствами, в том числе существованием. Он перепутал существование представления с существованием сущности. Дурака идентифицировать трудно. Дурак свободно может взять Нобелевку.
— А если бы дураком оказались вы?